Методическая копилка


Методика проведения мониторинга
физической подготовленности учащихся 

Порядок проведения мониторинга физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений

Мониторинг проводится  среди учащихся 4, 9, 11 классов. Тестирование проводится в 2 этапа:
1   этап.    Вводный – сентябрь, октябрь
2    этап.   Итоговый – апрель, май   

Методика проведения мониторинга физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений
  
1.     Физическая     подготовленность     (ФП    -    результат    физической    подготовки, целенаправленного   педагогического   процесса   на   развитие   физических   качеств:   силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также их сочетаний (комплекса). Для оценки ФП используются следующие 6 тестов (см. таблицу 1)

Тесты и единицы измерения
Тестируемые физические качества
гибкость
скоростно-силовые
координацион
ные (ловкость)
силовые (силовая выносливость)
скорост ные
выносливость
наклон
вперед из
положения
сидя, (см)
прыжок в
длину с
места (см)
челночный бег
3x10м(с)
подтягивание на
высокой
перекладине из виса
(раз) (юноши);
на низкой
перекладине из
положения - вис
лежа (раз)
(девушки)
бег 30 м
(с)
6-минутный
бег (метров)

Достоинствами этой системы тестов являются:
  • *    техническая простота выполнения:
  • * отсутствие необходимости в сложном оборудовании для проведения тестирования;
  • *    достаточно высокая надежность и информативность;
  • *    наличие нормативов для учащихся с 7 до 17 лет;
  • *    градация   по   уровням:    "низкий",   "средний",   "высокий"   каждого   возраста   для оценивания физических качеств.

2. Правила выполнения тестов и нормативы. 
2.1. Наклон вперед из положения сидя.
С помощью этого теста можно определить уровень развития двигательного качества - гибкость (рис.1, таблица 2). Данный тест определяет функциональные возможности опорно-двигательного аппарата, степень подвижности его звеньев. Каждый испытуемый должен выполнить из положения сидя сгибание в тазобедренном суставе и вытянуть руки, как можно дальше вперёд. Между пятками испытуемый зажимает измерительную дощечку на делении «О». Если испытуемый не дотягивается до отметки «О», то результат - отрицательный и записывается со знаком «-». Если наклон выполняется дальше «0», то - результат положительный и записывается без знака «-». Результат записывается в сантиметрах (см). Измерение проводится по кончикам пальцев рук в фиксированном положении туловища (2-3 секунды). Нельзя делать рывковых движений, сгибать ноги в коленных суставах.


Уровень развития гибкости учащихся 7-17 лет
по тесту «наклон вперед из положения, сидя, см».

Возраст, лет
Уровень
мальчики
девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
2
3
4
5
6
7
7
1 и ниже
3-5
9 и выше
2 и ниже
6-9
12,5 и выше
8
1 и ниже
3-5
7,5 и выше
2 и ниже
5-8
11,5 и выше
9
1 и ниже
3-5
7.5 и выше
2 и ниже
6-9
13 и выше
10
2 и ниже
4-6
8,5 и выше
2 и ниже
7-10
14 и выше
11
2 и ниже
6-8
10 и выше
4 и ниже
8-10
15 и выше
12
2 и ниже
6-8
10 и выше
6 и ниже
9-11
16 и выше
13
2 и ниже
S 7
9 и выше
7 и ниже
10-12
18 и выше
14
3 и ниже
7-9
11 и выше
7 и ниже
12-14
20 и выше
15
4 и ниже
8-10
12 и выше
7 и ниже
12-14
20 и выше
16
5 и ниже
9-12
15 и выше
7 и ниже
12-14
20 и выше
17
5 и ниже
9-12
15 и выше
7 и ниже
12-14
20 и выше

2.2. Прыжок в длину с места. 
Этот тест позволяет оценить проявление «взрывной» силы (рис.2). Прыжок выполняется из положения стоя, ноги согнуты. Тест проводится дважды, засчитывается лучшая попытка. Дальность прыжка измеряется от стартовой линии до первой точки касания любой частью тела. Результат   оценивается в сантиметрах (см) (таблица 3).


Уровень развития «взрывной» силы учащихся 7-17 лет
по тесту «прыжок в длину с места, см».

Возраст, лет
Уровень
мальчики
девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
2
3
4
5
6
7
7
100 и ниже
115-135
155 и выше
85 и ниже
110-130
150 и выше
8
ПО и ниже
125-145
165 и выше
90 и ниже
125-140
155 и выше
9
120 и ниже
130-150
175 и выше
110 и ниже
135-150
160 и выше
10
130 и ниже
140-160
185 и выше
120 и ниже
140-155
170 и выше
11
140 и ниже
160-180
195 и выше
130 и ниже
150-175
185 и выше
12
145 и ниже
165-180
200 и выше
135 и ниже
155-175
190 и выше
13
150 и ниже
170-190
205 и выше
140 и ниже
160-180
200 и выше
14
160 и ниже
180-195
210 и выше
145 и ниже
160-180
200 и выше
15
175 и ниже
190-205
220 и выше
155 и ниже
165-185
205 и выше
16
180 и ниже
195-210
230 и выше
160 и ниже
170-190
210 и выше
17
190 и ниже
205-220
240 и выше
160 и ниже
170-190
210 и выше

2.3. Челночный бег 3x10 м.  (рис. 3, таблица 4).
Данный тест даёт оценку координационным способностям (ловкости) испытуемых. Для проведения теста определяется десятиметровый отрезок. На линию старта кладутся два кубика. По команде «На старт!» испытуемый подходит к линии старта, по команде «Внимание!» наклоняется вперёд-вниз, по команде «Марш!» берёт один кубик и начинает бег. На отметке 10 м он кладёт кубик на линию и возвращается к линии старта, берёт второй кубик и пробегает последний третий отрезок. Время останавливается, когда он кладёт второй кубик на отрезке 10 м. Результат не засчитывается, если учащийся не добегает до линий или бросает кубик. Фиксация производится в секундах (с).


Уровень развития координационных способностей (ловкости) учащихся 7-17 лет по тесту «челночный бег 3x10 м, с».

Возраст, лет
Уровень
мальчики
девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
2
3
4
5
6
7
7
11,2 и выше
10,8-10,3
9,9 и ниже
11,7 и выше
11,3-10,6
10,2 и ниже
8
10,4 и выше
10,0-9,5
9,1 и ниже
11,2 и выше
10,7-10,1
9,7 и ниже
9
10,2 и выше
9,9-9,3
8,8 и ниже
10,8 и выше
10,3-9,7
9,3 и ниже
10
9,9 и выше
9,5-9,0
8,6 и ниже
10,4 и выше
10,0-9,5
9,1 и ниже
11
9,7 и выше
9,3-8,8
8,5 и ниже
10,1 и выше
9,7-9,3
8,9 и ниже
12
9,3 и выше
9,0-8,6
8,3 и ниже
10,0 и выше
9,6-9,1
8,8 и ниже
13
9,3 и выше
9,0-8,6
8,3 и ниже
10,0 и выше
9,5-9,0
8,7 и ниже
14
9,0 и выше
8,7-8,3
8,0 и ниже
9,9 и выше
9,4-8,9
8,6 и ниже
15
8,6 и выше
8,4-8,0
7,7 и ниже
9,7 и выше
9,3-8,8
8,5 и ниже
16
8,2 и выше
8,0-7,6
7,3 и ниже
9,7 и выше
9,3-8,7
8,4 и ниже
17
8,1 и выше
7,9-7,5
7,2 и ниже
9,6 и выше
9,3-8,7
8,4 и ниже

2.4. Подтягивание:
а) для юношей - на высокой перекладине из виса (рис.4);
б)   для  девушек   -   на   низкой   перекладине   из   положения   вис   лежа   (рис.5).
Подтягивание оценивает двигательное качество - силу (силовую выносливость). При выполнении необходимо следить: 1) за положением туловища (не должно быть рывковых и волнообразных движений туловища), 2) хватом кистей (хват кистей сверху), 3) подбородком (касание жерди сверху). Окончательный результат - количество раз правильно выполненных подтягиваний (таблица 5). Не допускаются длительные остановки между подтягиванием. При их наличии выполнении теста следуем остановить.

Уровень развития силы учащихся 7-17 лет
по тесту «подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) и на низкой перекладине из положения вис лёжа (девочки)», количество раз.

Возраст,
лет
Уровень
мальчики
девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
2
3
4
5
6
7
7
1 и ниже
2-3
4 и выше
2 и ниже
4-8
12 и выше
8
1 и ниже
2-3
4 и выше
3 и ниже
6-10
14 и выше
9
1 и ниже
3-4
5 и выше
3 и ниже
7-11
16 и выше
10
1 и ниже
3-4
5 и выше
4 и ниже
8-13
18 и выше
11
1 и ниже
4-5
6 и выше
4 и ниже
10-14
19 и выше
12
1 и ниже
4-6
7 и выше
4 и ниже
11-15
20 и выше
13
1 и ниже
5-6
8 и выше
5 и ниже
12-15
19 и выше
14
2 и ниже
6-7
9 и выше
5 и ниже
13-15
17 и выше
15
3 и ниже
7-8
10 и выше
5 и ниже
12-13
16 и выше
16
4 и ниже
8-9
11 и выше
6 и ниже
13-15
18 и выше
17
5 и ниже
9-10
12 я выше
6 и ниже
13-15
18 и выше
2.5. Бег 30 м.
Показатель этого теста характеризует двигательное качество - быстроту. Результатом является время пророгация 30-метрового отрезка. Задание выполняется со стартовой линии по командам: «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Результат фиксируется секундомером при пересечении финишном линии в секундах (с) (таблица 6). При фальстарте или падении тест следует провести еще раз.

Уровень развития быстроты учащихся 7-17 лет
по тесту «бег 30 м, с».
Возраст,
лет


Уровень


мальчики
девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
2
3
4
5
6
7
7
7,5 и выше
7,3-6,2
5,6 и ниже
7,6 и выше
7,5-6,4
5,8 и ниже
8
7,1 и выше
7,0-6,0
5,4 и ниже
7,3 и выше
7,2-6,2
5,6 и ниже
9
6,8 и выше
6,7-5,7
5,1 и ниже
7,0 и выше
6,9-6,0
5,3 и ниже
10
6,6 и выше
6.5-5,6
5,1 и ниже
6,6 и выше
6,5-5,6
5,2 и ниже
11
6,3 и выше
6,1-5,5
5,0 и ниже
6,4 и выше
6,3-5,7
5,1 и ниже
12
6,0 и выше
5,8-5,4
4,9 и ниже
6,2 и выше
6,0-5,4
5,0 и ниже
13
5,9 л выше
5,6-5,2
4,8 и ниже
6,2 и выше
6,2-5,5
5,0 и ниже
14
5,8 и выше
5,5-5,1
4,7 и ниже
6,1 и выше
5,9-5,4
4,9 и ниже
15
5,5 и выше
5,3-4,9
4,5 и ниже
6,0 и выше
5,8-5,3
4,9 и ниже
16
5,2 И выше
5,1-4,8
4,4 и ниже
6,1 и выше
5,9-5,3
4,8 и ниже
17
5,1 и выше
5,0-4,7
4,3 и ниже
6,1 и выше
5,9-5,3
4,8 и ниже

2.6. 6-минутный бег.

Этот тест направлен на определение двигательного качества - выносливости. По командам: «На старт!», «Внимание!», «Марш!» учащиеся начинают бег по стадиону. Бег выполняется в течение 6 минут. По истечении времени (по свистку учителя) все останавливаются для определения пройденного расстояния. Результат записывается в метрах (м) (количество кругов умножается на расстояние круга стадиона + расстояние неполного круга) (таблица 7). Если  кому-либо из испытуемых стало плохо при проведении теста, то его выполнение следует прекратить. По возможности провести в другой раз, если нет каких-либо противопоказаний.

Уровень развития выносливости учащихся 7-17 лет
по тесту «6-минутный бег, м».

Возраст, лет
Уровень
мальчики
девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
2
3
4
5
6
7
7
700 и менее
750-900
1100 и выше
500 и менее
600-800
900 и выше
8
750 и менее
800-950
1150 и выше
550 и менее
650-850
950 и выше
9
800 и менее
850-1000
1200 и выше
600 и менее
700-900
1000 и выше
10
850 и менее
900-1050
1250 и выше
650 и менее
750-950
1050 и выше
11
900 и менее
1000-1100
1300 и выше
700 и менее
850-1000
1100 и выше
12
950 и менее
1100-1200
1350 и выше
750 и менее
900-1050
1150 и выше
13
1000 и менее
1150-1250
1400 и выше
800 и менее
950-1100
1200 и выше
14
1050 и менее
1200-1300
1450 и выше
850 и менее
1000-1150
1250 и выше
15
1100 и менее
1250-1350
1500 и выше
900 и менее
1050-1200
1300 и выше
16
1100 и менее
1300-1400
1500 и выше
900 и менее
1050-1200
1300 и выше
17
1100 и менее
1300-1400
1500 и выше
900 и менее
1050-1200
1300 и выше
3.   Порядок обработки результатов и определения уровня общей физической подготовленности.
3.1.         Результаты учащихся, находящиеся в промежутке между нормативами низкого и среднего, среднего и высокого уровней относить к среднему уровню.
3.2.         Уровень общей физической подготовленности учащегося определяется по среднему баллу, полученному по итогам всех тестов. Баллы проставляются в протоколе по каждому тесту в соответствии с условными обозначениями (низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла).
3.3.         Производится подсчет количества человек (отдельно по мальчикам, девочкам и общий по классу), имеющих низкий, средний и высокий уровень. Полученные результаты вносятся в сводный протокол класса (приложение №1, форма № 2).
3.4.         Заполняется итоговая таблица результатов по учреждению (приложение №1, форма №3).
Рекомендации по организации проведения
мониторинга физической подготовленности
учащихся общеобразовательного учреждения
Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся 4,9,11 классов проводится в соответствии с приказом директора школы, в котором указываются сроки проведения и назначаются ответственные за организацию и осуществление мониторинга (это могут быть заместитель директора, отвечающий за физкультурно-оздоровительную работу в школе, учителя физической культуры, классные руководители, при необходимости - учителя информатики (для обработки данных, полученных при тестировании).
Функции ответственных за проведение мониторинга:
1.     распределить   по   два   человека   ответственных   на   каждый   вид   тестового упражнения (один оценивает результат выполнения учащимся тестового задания), второй (можно из числа старшеклассников школы) записывает фамилию, класс и результат на отдельном листе;
2.     не позднее, чем за день до проведения тестирования собрать списки классов;
3.     подготовить протоколы тестирования на каждый класс (отдельно на девочек и мальчиков);
4.     подготовить  место для  проведения тестирования,  необходимый  инвентарь и оборудование;
5.     ознакомить  всех  участников с  организацией тестирования и требованиями к выполнению каждого вида тестовых упражнений.
Задачи классных руководителей:
1.     составить список класса (приложение № 1, форма № 1);
2.     совместно с медицинскими работниками общеобразовательного учреждения в списке   отметить,   учащихся,   имеющих   противопоказания   для   занятий   физической культурой;
3.     предоставить  список ответственным  за проведение  мониторинга физической подготовленности;
4.     за день, до тестирования напомнить учащимся о необходимости иметь в наличии спортивную форму;
5.     обеспечить явку па тестирование физической подготовленности всех допущенных учащихся.
Ход тестирования:
1.     построение учащихся в спортивном зале (1-2 класса);
2.     разминки (5-7 минут);
3.  построение  и  распределение учащихся  на 5  подгрупп  (желательно отдельно мальчиков и девочек).
1 подгруппа начинает тестирование с теста «наклон вперёд из положения сидя»,
2 подгруппа - с теста «прыжок в длину с места»,
3 подгруппа - с теста «челночный бег 3х10м»;
4 подгруппа - с теста «подтягивание на высокой перекладине из виса» (мальчики);
5 подгруппа - с теста «подтягивание на низкой перекладине из положения «вис лежа» (девочки).
Далее подгруппы по круговой системе переходят от одного вида упражнения к другому. После прохождения всех тестовых заданий в спортивном зале, следует перейти на спортивную площадку для выполнения теста - бег 30 м. Завершающим тестовым заданием является шестиминутный бег.

Комментариев нет:

Отправить комментарий